родовое дерево Посетите новую версию сайта ПЕРЕЙТИ

Вера или религия?

http://www.patriarch-detyam.ru/index.php?fw=5
 
Нашёл интересный сайт покойного ныне Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II. Сайт адресован маленьким христианам и содержит содержательную
информацию, переданную в простой и понятной форме. На нём Вы узнаете о
Православной Церкви, земном пути Господа нашего Иисуса Христа, прочтёте
несколько известных Евангельских притч и конечно о его Святейшестве, о его
жизни и службе. При посещении сайта, не забудьте посетить раздел
"Детям", где Вы сможете сделать собственный Молитвослов, прочитать
обращения Патриарха, узнать определения православных слов в словаре и конечно
поиграть! Приятного посещения сайта "Патриарх - детям"!

  
  
Святитель Николай  Сербский. Из книги: Миссионерские письма
  Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те»  в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми.
  Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за советом к одному мудрецу.  Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:  - Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей  матери?  Юноша был очень удивлён.  - Причём же здесь моя мать? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение:  своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу
  сказать, что люблю её. Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:  - Что ж, я открою тебе один главный секрет Любви. Счастье есть, и оно  кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви
  посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к
  ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая
  Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ
  женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех
  женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на
  твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и добрым словом. Ты не будешь
  предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к
  родителям – мерило нашего счастья.  Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Но стерец дал ему еще  один совет - И второе: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить
  своего отца!  Ласточки.  Притча-легенда  
  В одной старинной народной легенде говорится, что в давние времена ласточки
  не умели в холодную пору переселяться в теплые края. И, когда выпадал снег и
  ударял мороз, они жестоко страдали и гибли. Видя это, один милосердный
  человек сжалился над ними и стал делать все, что умел и знал, чтобы научить
  ласточек улетать на юг. Он подавал им знаки — ласточки не понимали их, он
  манил их пищей в сторону юга — не помогало, путал и гнал их — напрасно.
  Ничего не получалось у него. Тогда стал он молиться Богу, чтобы Он превратил
  его в ласточку. Бог исполнил его желание и превратил человека в ласточку,
  которая могла мыслить и чувствовать как человек. Тогда человек-ласточка легко
  объяснился с ласточками и увел их осенью в теплые края.  С тех пор ласточки научились улетать на юг. Конечно, это только  поэтический вымысел. Но пусть он поможет и нам, хотя бы в какой-то мере,
  понять, как вечная Мудрость, рожденная от вечной Любви, воплотилась и стала
  Человеком среди людей, чтобы их, продрогших от земной горечи, повести новым
  путем, в теплые края, в Царство Божие, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни
  воздыхание». Но и в малом, человеческом теле великий Господь оставался Сущим,
  Неизменным, Вечным. Всегда таким, каким Он был от века в беспредельности
  Царства Своего и неизреченной Своей славе.  Вырви кипарис! Притча  Аввы Дорофея     Один великий старец прохаживался с учениками на некотором месте, где были  различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников:  — Вырви этот кипарис!  Кипарис тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец  показал ему на другой, больший первого, и сказал:  — Вырви и этот! Брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал  ему старец другой, еще больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом
  указал ему на иной, еще больший; брат же с величайшим трудом сперва много
  раскачивал его, трудился и потел, и наконец вырвал и сей. Потом показал ему
  старец и еще больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако
  не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого,
  то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели
  вырвать его.  Тогда старец сказал братии:  — Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко  можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они
  укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а
  когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни
  исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых,
  помогающих нам по Боге.  
Авва Дорофей. Книга:  Душеполезные поучения
  
 

  
  Орел и петух. Притча  преподобного Силуана Афонского.     Летал орел в высоте, наслаждался красотою мира и думал: «Я пролетаю  большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество
  зверей и птиц; вижу города и селения, и как живут люди; а вот деревенский
  петух ничего не знает, кроме своего двора, где видит всего лишь немного людей
  и скота; полечу к нему и расскажу о жизни мира». Прилетел орел на крышу
  сельского дома и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и
  подумал: «Значит, он доволен своею судьбою; но все-таки расскажу ему о том,
  что знаю я».  И стал орел говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала  слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орел, видя, что петух ничего не
  понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух, не
  понимая, что говорит орел, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но
  каждый из них оставался доволен своею судьбою.  Так бывает, когда ученый человек говорит с неученым, но еще более, когда  духовный говорит с недуховным. Духовный подобен орлу, а недуховный петуху; ум
  духовного день и ночь поучается в законе Господнем и молитвою восходит к
  Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. Душа духовного
  услаждается миром, а душа недуховного остается пустою и рассеянною.  Духовный, как орел, летает в высоте и душою чувствует Бога, и видит весь  мир, хотя и молится в темноте ночи, а недуховный услаждается или тщеславием,
  или богатством, или ищет плотских наслаждений. И когда духовный встречается с
  недуховным, то обоим им скучно и тяжело общение.  
Преподобный Силуан  Афонский
  
Ахимандрит Ефрем Святогорец . Отеческие советы
 
Клевета — великое зло. Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно
туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу.
Святые отцы сильно обличают осуждение чужих грехов, недостатков или дурных
привычек.
 
Когда мы судим своего брата, мы осуждаем самих себя в великом грехе. Когда же
мы покрываем нашего брата, тогда покрывает и Бог наши тяжкие грехи. Сбрасывая
покров с ближнего, мы отгоняем от себя благодать Божию и нам попускается впасть
в те же прегрешения, чтобы научиться тому, что все мы немощны и что нас
поддерживает благодать Божия. Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от
многих грехов и падений.
 
Главными причинами клеветы и осуждения являются гордость и эгоизм, потому что
такой человек мнит, что он лучше других. Поэтому полезно считать себя меньшим
всех, чтобы брата увидеть лучшим себя и суметь с помощью Божией избавиться от
этого зла.
 
Если что-либо подталкивает тебя к осуждению какого-нибудь поступка брата или
дела монастырского, ты лучше постарайся помолиться о деле, чем пропускать его
через суд своего рассудка.
 
Если затворишься в себе посредством молитвы, смирения и скорби, обретешь
сокровище духа. Только удаляйся гордости и осуждения.
 
Смотри, чадо мое, не осуждай ни одну душу, потому что осуждающему ближнего Бог
попускает падение, чтобы он научился сочувствовать своему немощному брату.
 

 
Всех нас укрепляет милость Божия, и, если мы возгордимся, Бог забирает Свою
благодать и мы становимся хуже других.
 
Одно дело осуждать, а другое — бороться с осуждением. Осуждение — это страшная
страсть. Но кто терпит брань и противостоит врагу, тот удостоится венцов.
 
Не судите один другого, ибо это есть преступление евангельского закона, а
всякое преступление и непослушание получает праведное воздаяние. Кто ты,
осуждающий чужого раба? Разве не ведаете, что осуждающий прельщается гордостью
и что всякий возвышающий сам себя, унижен будет Господом, когда его охватит
искушение?
 
Нужно терпеть немощи другого человека, ибо кто из нас совершенство? Кто может
похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть, все мы
больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо
больной больного не осуждает.
 
Осуждение — это серьезный грех. Также серьезным грехом является и нетерпение
немощей ближнего.
 
Любите, терпите, не замечайте немощей ближних, не гневайтесь, не горячитесь,
прощайте друг друга, дабы уподобиться Христу и удостоиться быть рядом с Ним в
Его Царстве.
 
Избегайте, чада мои, осуждения. Это очень большой грех. Бог очень печалится,
когда мы осуждаем и гнушаемся людьми. Будем заботиться лишь о своих ошибках, о
них да будем болезновать, самих себя да будем осуждать и тогда обрящем милость
и благодать от Бога.
 
Любите друг друга и не огорчайтесь по причине эгоизма. Смирение — надежный
путеводитель. Имеющему его оно не позволяет наскочить на рифы невнимательности
и потерпеть крушение. Но как путеводный светоч, оно безошибочно ведет человека
по безопасному пути.
 
Эгоизм — худшее из зол. По его вине у нас происходят все ошибки, от него — возмущение
помыслов. Бойтесь его и старайтесь от него освободиться, поскольку чем дольше
он пребывает в нас неуязвленный, тем более будет наносить нам раны и причинять
боль.
 
Прошу вас, не осуждайте друг друга, ибо это совершенный эгоизм. Пусть брат
оправдывает ошибку брата, и это — свидетельство смирения и любви. Брат,
творящий так, обретет великую благодать Божию. Тот же, кто осуждает и
соблазняет ближнего, должен знать, что не получит благодати, но и то, что
имеет, потеряет, чтобы через страдание выучить урок смирения.
 
Больше всего бойтесь осуждения в помыслах, потому что оно не обнаруживается
явно в слове и не может быть исправлено услышавшим его. Берегитесь, повторяю,
внутреннего осуждения, которое незаметно делает нас повинными смерти, лишает
жизни в Божественной благодати и приносит нам, как горчайший напиток, душевное
омертвение.
 
Как много Святое Евангелие и святые отцы говорят нам об осуждении! Лучше упасть
с высоты, чем пасть по вине языка.
 
Желаю, чтобы любовь и неосуждение царствовали всегда между вами, дабы Святый
Дух упокаивался в ваших душах.
 
Опыт показывает, что если подсудимому во время суда не дают слова оправдания,
то поступают с ним несправедливо, как говорит и Святое Евангелие: Судит ли
закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, чтО он делает?
 
Если будем невнимательны, то накопится в нас много осуждения, и тогда
потребуется покаяние. Сколько же раз раскаивался человек в своих словах!
Вспомним авву Арсения: «Всякий раз, когда я говорил, раскаивался; сколько раз
молчал, никогда не раскаивался».
 
Если мы и осязанием часто ошибаемся, то насколько же более ошибаемся, когда
судим людей по словам! Поэтому необходима великая осторожность, ибо диавол
рыкает, ища нас поглотить. Христианин должен быть подобен многоочитым
Херувимам, ибо зло умножилось, как песок морской, особенно же грех осуждения.
Бог да очистит нас и освятит к Своей славе.
 
Солнце да не зайдет во гневе на брата твоего, то есть да оставит всякий свой
гнев на ближнего до захода солнца.
 
Помните вы того брата, который был нерадивым и ленивым? Он не приходил на
всенощные бдения и не исполнял своих обязанностей. Братия знали об этом и
считали его нерадивым монахом. И вот, когда он заболел и приблизился час его
смерти, братия собрались, чтобы услышать что-нибудь душеполезное или чтобы
утешить его, а может быть, он хотел им что-то сказать. И они увидели его
радостным и сияющим. Один брат соблазнился и говорит:
 
— Но что же мы видим у тебя, брат? Мы видим тебя радостным в этот час, когда ты
приближаешься к смерти! Но помысл говорит нам, что ты не был человеком, который
понуждал себя, откуда же у тебя это дерзновение и такая веселость в лице?
Откуда все это?
 
— Да, братия, — говорит он, — я действительно был нерадивым и не исполнял своих
обязанностей. Но единственного добра я достиг, по благодати Божией, — никого не
осуждать и не соблазнять. И когда заходило солнце, я никогда не имел в своем
сердце что-либо против какого-либо брата обители. И, поскольку я не осудил ни
одного человека, верю в то, что и меня не будет судить Бог, ибо Он сказал: Не
судите, да не судимы будете. И раз я не судил, то и не буду осужден.
 
Братия удивились и сказали:
 
— Брат, ты очень легко обрел путь спасения.
 
И умер монах с великой радостью.
 
Видите, как подвизались отцы, как они обретали путь спасения? 

Даже самая малая молитва много значит
 
Казалось, много лиможет наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить?
Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сеpдцeм,
кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило,
опыт. И потому позвольте предложить вам историю, которая когда-то раз и
навсегда убедила меня в том, что наши поминовения необходимы усопшим, и что
никогда нельзя пренебрегать возможностью помочь им своей молитвой. Случилось
это много лет назад. Подвизался я в то время певчим в двух московских соборах,
а в отпуск, как обычно, поехал в деревню, откуда родом был мой прадед. Родные
места, где все про всех и все знают. Поэтому и я знал, у кого можно позаимствовать
лодку, необходимую мне для рыбалки. Через три дома жил Николай, по-уличному -
Колька Бычок, к нему-то я и отправился со своей просьбой.
 
Прежде это был самостоятельный мужик, хоть и пьющий, но, как говорится, в меру.
Однако с тех пор, как вышел на пенсию, меру он эту потерял и быстро сравнялся с
теми Деревенскими пьяницами, которые ее никогда и не знали.
 
В тот год у Бычка умерла мать, и он совсем опустился. Дом его превратился в
ночлежку для всякого шатающегося и пьющего люда. Вот и тем вечером, когда я
пришел за решением лодочного вопроса, у Бычка сидел (или, вернее сказать,
лежал) самый горький из всех горьких пьяниц нашей округи – вор-рецидивист
Борька. 
 
Избу тети Дуни, всегда ухоженную и уютную, было не узнать. Мебели в горнице
никакой не было, приятели сидели на полу, на обрезках каких-то досок. Но
печальнее всего глядели из углов пустые полки от икон. Бычок без слов понял мой
вопрос. «Гуляли после похорон долго, ничего не помню. Может, унес кто. А может,
я сам продал. Вон, только и осталось», - он кивнул в сторону угла. Там на голой
доске лежала большая фарфоровая лампада, сквозь маслянистую грязь и копоть
кое-где проглядывала позолота. Из любопытства я взял ее в руки. Сложная, как бы
витая форма, ни одного скола, даже фарфоровые ушки для цепей целы, только
позолота кое-где стерлась. Я уже хотел положить лампаду на место, но не
выдержал: «А тебе она нужна? Может, продашь?», - спросил я Бычка. Бычок немного
подумал. «Да ты так бери. Без денег», - сказал он. 
 
Я растерялся. Было заметно, что мужики мучаются с похмелья и денег, скорее
всего, у них нет. "Бери, бери, - подал голос Борька, ты тут один В церковь
ходишь, хоть помолишься когда о нас. За нас ведь никто не молится».
 
Такого поворота я совершенно не ожидал. Тем временем хозяин поднялся и стал
что-то искать по подоконникам и на полках: «От нее еще стаканчик был, такой
белый... Только где он!» Борька принялся ему помогать. Совместными усилиями
стаканчик был найден. Нашлись также и старинные латунные цепи для лампады.
Угрюмые поначалу мужики повеселели, завернули в какой-то лоскут свой подарок и
провожали меня так, словно они, а не я, получили его.
 
Прошло несколько лет, лампада прижилась у меня в доме, ее повесили перед иконой
святителя Николая. Она напоминала мне о просьбе
 
Поминать Бориса и Николая. Однажды сынишка, спутав бутылки, залил в лампаду
какой-то горючей жидкости, и она вспыхнула. Только чудом не случилось пожара,
но матовый белый стаканчик с окошками лопнул, и на его место пришлось поставить
новый.
 
А через какое-то время пришло известие, что Колька Бычок умер, как раз за
несколько дней до этого происшествия. Может, и не связались бы эти дв a события
- лопнувший стаканчик и смерть Николая, вместе, если бы через год не погиб
Борис. Нашли его убитым ранней весной, в каком-то заброшенном доме. Зная его
жизнь, местные, как их называют, «органы» не стали допытываться, как и в какой
из зимних дней она окончилась. Его просто похоронили, когда мне позвонили с
просьбой помолиться о новопреставленном Борисе и рассказали историю его смерти,
то я сразу вспомнил, как февральским вечером прямо на глазах у нас неожиданно
сорвалась с u цепочки витая лампада и разбилась на маленькие осколки. Возможно,
это был тот самый день, когда Бориса убили, и ему было необходимо напомнить о
себе. У Господа нет ничего случайного.
 
Этот случай, вернее, эта цепь событий, не может не навести на размышления. За
ними видны великая любовь и великое милосердие Божие ко всякому человеку. Чтобы
оживить молитвенное внимание к двум бедолагам, Господь посылает Ангела и
разбивается подаренный ради молитвы стаканчик, падает лампада. И еще для меня
это - урок, который дал мне осознать, как нужна ушедшим молитва даже одного
человека! Давно нет у меня перед глазами похожей на золоченую раковину лампады,
но урок этот остался со мной.
 
Поминовение умерших – дело благодатное 
 
Поминальные молитвы необходимы не только умершим. Молитва есть дело милосердия,
и Господь особенно благоволит к молящимся о других. Как-то в голодные годы один
диакон, отчаявшись от попыток как-то достать продовольствие, спросил
священника: «Батюшка, а как вы-то устроились с продуктами?» «Да меня покойнички
кормят», - ответил священник. Оказалось, он часто ходит на кладбище и служит
там панихиды на разных могилках. «Хочешь, пойдем сегодня вместе?», - предложил
он диакону. Тот согласился и тоже отправился на кладбище. Отслужили они
панихиду, а когда диакон вернулся домой, на крыльце его стоял мешок с пшеницей.
Этот дар неизвестного доброхота и помог диакону пережить голод. 
 
Когда мы поминаем людей, ушедших с грузом грехов, то своими молитвами
приклоняем к ним милость Божию. А когда мы молимся о упокоении людей достойных,
чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, то они, в благодарность за
наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.
 
Эта история произошла в семье нашего прихожанина. Отец его имел в Москве
квартиру, которую много лет сдавал, так как жил обычно у кого-нибудь из своих
взрослых детей в Подмосковье. Деньги же за квартиру шли на поддержку того члена
большой семьи, кто особенно нуждался в отцовской помощи. Когда стало заметно, что
o т e ц приближается к рубежу своих дней, квартиру решили приватизировать. Но
тут выяснилось, что семья, снимавшая ее, уже давно это сделала. Как ни пытались
истинные владельцы отстоять свои права, сделать ничего было невозможно. Им так
и говорили во всех инстанциях. Но родственники все же наняли адвоката. 
 
Тут, исчерпав свой срок, тихо ушел из жизни отец. Про адвоката просто забыли.
Отпевание, похороны, поминки, устройство могилы, крест. Через год дети решили
сменить надгробный крест на могиле отца. А тот, что остался не у дел, рассудили
отвезти на могилу прадеда под Каширу, откуда они были родом. Вспоминали, что
отец часто говорил им: «Вы поминайте деда Титу, он наш корень». дед отца - Тит,
по-домашнему Тита, был, по рассказам, человек особенно благочестивый и
набожный. Был он одновременно деревенским старостой и старостой в церкви,
уважаемый односельчанами и многочисленной родней. Память и почитание деда Титы
были семейной обязанностью, усвоенной с детства всеми правнуками. Заменив
обветшавший крест на могиле прадеда, правнуки и Богом данные родственники
(среди них два священника) отслужили панихиду. И только умолкли последние
слова, как раздался телефонный звонок. Звонил адвокат, от которого уже год не
было ни слуху, ни духу, и про которого просто забыли: «Поздравляю, ваше дело о
квартире выиграно в суде». Вот такая история с панихидой по деду Титу. 
Молитва за других - особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью
совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память. 
 
У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы
почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с
вами будет милость Господа. Автор: Протоиерей Сергей Николаев
Журнал «Славянка» март – апрель 2008 
Взято: http://www.pravmir.ru/
Душевнаясила ревности естественна человеку и сама по себе не есть зло. Зло есть
неправильное ее применение – не к месту и не ко времени, или без меры.

Как в человеке есть правая и левая рука, так у него есть и две силы души: Раздражительная
и усладительная или вожделевательная. Кратко обэтом: Усладительная сила души: она же – похотная, вожделевательная, желательная
и т.д. Преподобный Григорий Синаит говорит: «Сластолюбивые бесы разжигают
вожделевательную (похотную) силу души… Причина похотного жжения… главным
образом лежит в страстной сласти» (Доброт. т. 5, гл. 72). Похотною эта сила
души называется по той причине, что через ее посредство ищется удовлетворение
чувств, которым характерна – приятность и усладительность. Сластолюбивые бесы
приносят приятные, усладительные и сладострастные ощущения; главная же причина
этого похотного жжения – в страстной сласти, т.е. в услаждении. И чтобы для
современного человека было понятнее: к чему направляется эта сила души, и что
ищется через ее проявления, по этой причине, мы и называем эту силу души –
усладительной, как ее именовали некоторые из Отцов. Так,например, раздражительную силу души Св. Отцы в разные времена называли по
разному: силою гнева, ярости, ненависти, мужества, решительности, ревности,
раздражительною. Наименование ее зависело от того, какими характерными
действиями и оттенками была проявляема сила души, и чтобы это было понятнее для
людей, того или иного времени, той или иной местности, а главное, для
удобнейшего спасения душ человеческих. В зависимости от всего этого и
называлась сила души, так или иначе. Но суть и смысл оставались те же, и этим
обозначалась та же самая сила души. Вопроссостоит в том, чтобы исцелить силу ревности от примеси первородного греха, от
духа самости, который примешан к ней. Изречения Св.Отцов и Св.Писания очень
часто и говорят, как раз о действии силы ревности исцеленной и очищенной от
примеси греха. В СвященномПисании есть учение, как о любви, так и о ненависти. Надо воспитывать чувства
любви и ненависти, свободные от примеси первородного греха, духа самости. Святойпророк Давид в Псалтири говорит: "совершенною ненавистью возненавиделя,… ненавидящих Тебя, Господи" (пс.138: 22, 21).
Совершенная ненависть – это ненависть ко греху и нечестию, соединенная счувством сострадательной любви к человеку, к его душе, которая не простирается
к нечестию и освящена Благодатию.

То есть, необходимо любить душу, по ее природе, образ Божий, а окраску души,если она греховная и нечестивая, должно ненавидеть. Такая любовь дается по дару
Благодати, ибо она, в ощущении, разделяет душу человека, его природу, от
греховной окраски. И поэтому человека, по его природе, она не перестает любить.
Такаяненависть приобретается через борьбу с первородным грехом, через борьбу со
страстями, через искоренение духа самости и гордыни, само-угодия. Чувство
ненависти, у нас, направляется обычно на личных обидчиков, – когда нас унижают,
оскорбляют, обижают словом или делом, т.е. в чем-либо не удовлетворяют наши
личные страсти, попирают наш дух самости. В таких случаях, у нас и проявляется
чувство ненависти; поэтому-то оно не к месту, не ко времени. Но, в этих случаях
надо наоборот, – тут же возгреть чувство смирения, сострадательной любви и
благодушия к ближнему. А отсюда явится душевная простота и незлобие. А так же, когдамы, как бы, защищаем Истину, но не умеем владеть силою ревности, и она увлекает
нас, омрачая сознание, и тогда с таким человеком становится невозможно
говорить. – Он ничего не слышит, так как сознание его, в этот момент, омрачено
действием этой силы, и он влечется на поводу у нее, а через нее на поводу и у
демонов. Так, в таком душевном состоянии, очень часто совершаются обиды,
укоризны, оскорбления, а порой доходит до драк и убийств. – Это называется
одержимостью, т.е. когда человек, в момент действия этой силы ревности, не
владеет собой, – влечется ею, и ничего не может поделать с собой. Причина этому
есть одержимость духом самости и гордыни, первородным грехом. Когда сила
ревности влечет человека, то по причине тонкого услаждения духом самости, – не
по моему, не так как я хочу, – и по причине нежелания разрывать сочувствие к
этому духу, он и влечется на поводу у нее. – В этом и заключается причина этой
одержимости. То же самое совершается и при одержимости чувством ненависти,
мести, злобы.
Даже когдачеловек действительно защищает Истину, то это не оправдывает его страстные
чувства, которые примешиваются во время этой защиты, – сила ревности не должна
омрачать его сознания. Да и чтотакое Истина? – Христос сказал: «Я есть Истина» (Ин.14:6). Истина – это не простоотвлеченная какая-то правильная идея, внешне выражаемая, – к примеру, правое
исповедание веры, на текущий момент времени жизни Церкви на земле. Истина – это
Христос! Вы слышите, Он сказал: «Я есть Истина»! «Истина есть ощущениепо Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума»
(преп.ИсаакСирин, "Слова подвижнические", сл.43). – Это значит, что Истинадолжна быть внутри нас, в ощущении, в настрое нашего духа. Вот, что такое
Истина! Значит, надо защищать Христа, которого мы должны носить в сердцах
наших, надо защищать правый настрой духа, который должен быть внтури нас.
А не так, что в уме содержишь какую-то правильную мысль, понятие, и ее
защищаешь, в страстном настрое духа, в состоянии одержимости этим духом. Ибо
таким путем, ты будешь защищать только лишь мысль, идею, но не саму Истину, как
правый настрой твоего духа. А через посредство такой защиты, ты будешь в духе
само-утверждаться, и входить в состояние иллюзии, обладания Истинною.
А Христоссказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем"(Матф.11:29). И если мы носим в себе Истину-Христа, то мы должны защищатьЕе в том духе, в котором Он был Сам – "Я кроток и смирен сердцем".Это говорит о том, что наша сила ревности должна быть растворена духомкротости и смирения. – То есть, мы должны ею владеть, по дару Благодати, и во
время защиты Истины, она не должна омрачать нашего сознания. А если этого не
будет, то надо опасаться того, чтобы не попасть в число тех о которых Христос
сказал: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать,что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Или в число латинских инквизиторов,которые сжигали еретиков на кострах. Я предвижу, как в свое оправдание многие
начнут ссылаться на примеры Св.Писания, где Христос изгнал торжников из храма,
или Святых Отцов, свт.Иоанна Златоуста, где он говорит, что ударь нечестивца,
хулящаго Царя Небесного, и ты этим освятишь свою руку; или того же преп.Иосифа
Волоцкого, из его книги "Просветитель". Но о том-то и речь, что СвятыеОтцы имели дар духовного рассуждения и применяли силу ревности к месту и ко
времени, в согласии с волею Божией: в определенную эпоху, учитывая времена,
обстоятельства жизни и дела. – То есть, такова была воля Бога, и Святые, на тот
момент времени, ее постигали.
Некоторыеже, прочитавши примеры проявления силы ревности у Святых, – но не имея, при
этом, силы ревности очищенной от примеси духа самоуверенности и
самонадеянности, от примеси духа самости и гордыни, не имея дара рассуждения,
как  они были у тех святых, – начинают действовать и поступать так, как
действовали и поступали Святые. В итоге, они поступают и действуют, исходя из
духа самоуверенности, из духа самости и самомнения, которые закрывают их
духовные очи, и, по этой причине, они не постигают воли Божией, – какова Она, в
данный момент, при конкретных жизненных обстоятельствах. И тогда получается, –
слепое подражательство, актерство, иллюзия, самообман, духовная прелесть.
Поэтому-то, исходя из духа самоуверенности и самости, они не учитывают и не
берут во внимание, эпоху, времена и обстоятельства жизни, свои и те, которые
были у тех Святых. Из всего из этого и выходит ревность не по разуму.

Подобное приключилось и с учениками Христовыми: «Видя то, ученики Его, Иакови Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и
истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал:
не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души
человеческие, а спасать» (Лук.9:54-56).
– Это и есть, проявление силыревности в противность воле Божией, не к месту, не ко времени. А если люди,– имея силу ревности не очищенную от примеси духа самоуверенности и
самонадеянности, от духа самости и гордыни, а потому, и не имеющие дара
духовного рассуждения, – начнут изгонять и преследовать еретиков или
противящихся церкви, то тогда получится латинская инквизиция или «убивающийвас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Здесь всегда можетбыть печальный исход. Конечно, необязательно это может доходить до убийств, ибо
здесь уже, – у кого какие средства и возможности. Но, можно сказать и так, что
изгоняющий «вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Икогда начинаешь действовать совместно с такими заодно, изгоняя и преследуя
несогласных, то знай, что если завтра ты в чем-то, слегка, будешь несогласен,
то тогда, как еретик или противящийся Богу и церкви, подпадешь под эти же
изгнания и гонения, под инквизицию. – Это уже заранее, – дело обреченное на
провал. Вопрос только чисто во времени, – с одним это раньше, а с тобою чуть
позже. Итак, дляовладения силою ревности, по дару Благодати, необходимо избавиться от духа
самости и гордыни, от духа самоуверенности и самонадеянности, от самомнения.
Необходимо опытным путем прийти к ощущению и познанию своей немощи, приобрести
истинное смирение, сокрушить в себе дух самости. И это все должно
приобретаться, в повседневной жизни, во искушениях с нами приключающихся.
С любовью воХристе, о.Серафим. 
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о Человеке

Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою,
что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его,
что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе,
не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с
неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на
земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле,
вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению
прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное
Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и
наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о
истинном Боге. Но чувство богопочитания есть чувство неотъемлемое от сердца
человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением –
лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали
божеское поклонение изобретателю и родителю греха – падшему ангелу и сонмищу
его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах,
обоготворил представителей греха – демонов. Он признал божественными наслаждениями
удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и
убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или
идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для
ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное
или домашнее поклонение; пред идолами закалывались и приносились жертвы из
животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было, в сущности,
служением бесам, как научает нас Божественный Апостол Павел (1 Кор. 10, 20).
Идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих
они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам
человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны
(Лк. 11, 24, 25, 26).
 
Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки
сохранили истинное Богопознание и Богослужение. Впоследствии Бог избрал и
отделил в служение Себе народ Израильский, даровав ему письменный закон. Но
недуг идолопоклонства так сильно действовал в падшем человечестве, что и
избранный народ, часто оставляя поклонение единому истинному Богу, стремился к
поклонению кумирам.
 
Человек, лишившись падением своим Божественного Света – Святаго Духа, должен
был довольствоваться своим собственным, скудным светом – разумом. Но этот
естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога:
он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни,
изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и
способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе
способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и
утверждению падения украшением падения многоразличными призраками
благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения,
удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и самого Бога ненужными,
хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством
греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился
со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную
Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1 Кор. 3, 17, 18).
Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит
сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: будете яко бози,
ведяще доброе и лукавое. Ученость, предоставленная самой себе, есть
самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и
поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему. Ученость есть
мерзость и безумие пред Богом; она – беснование. Слепоту свою она провозглашает
удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту
неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного
книжника и фарисея (Ин. 9, 41). Мудрование плотское – вражда на Бога: закону бо
Божию не покоряется, ниже бо может. Мудрование плотское – смерть (Рим. 8, 7,
6). Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет
приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости (1 Кор. 3, 18).
Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру Христианскую (1
Кор. 1, 26); напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась
безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе
(1 Кор. 1, 23). Философы и художники были величайшими поборниками
идолопоклонства и врагами истинного Богопознания. По водворении веры
Христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась
ниспровергнуть Святую Веру. Величайшее злодеяние – убийство Богочеловека –
совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их (Ин. 11, 49, 50). В
наше время ученость возвращает язычников, принявших Христианство, к язычеству
и, отвергая Христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане,
изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий
книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий
своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб
оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое (Мф. 13, 52, Лк.
5, 39).
Почему одни дети, вырастая, остаются в храме, а другие уходят? Что родители делают не так, и как исправить эти ошибки? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).
это надо помнить
что такое вера.. в двух словах это надежда и цель на путь истинный..
религия - это стандартная инструкция для человека.. ищущего свой путь..